Развивающееся производство бетона способствовало формированию конкурентного рынка, сильно зависимого как от качественных характеристик бетона, так и от умения работать с клиентом.

Характерные черты рынка бетона

Рынок товарного бетона обладает следующими особенностями, влияющими на логистику:

  • Рынок концентрируется в основном в крупных городах, что усложняет процесс планирования логистической сети.
  • Производители укрупняются, создавая сеть заводов по производству товарного бетона, что требует разработки непростых механизмов, управляющих бизнес-процессами.
  • Высокий уровень конкуренции и низкая рентабельность приводит компании к регулярной оптимизации бизнес-процессов.

Особенности процессов логистики для компании-производителя, самостоятельно реализующей и доставляющей товар можно обусловить следующими базовыми факторами:

  • Товарный бетон - скоропортящаяся продукция.
  • Отгружается товар исключительно на заводе с бетоносмесительного узла (БСУ), что требует жесткого планирования.
  • Приемка бетона выполняется на заранее подготовленном объекте, поэтому требуется участие заказчика в процессах планирования.
  • Производство из-за технических особенностей выдвигает ряд ограничений к подаче машин для погрузки.
  • Многие предприятия располагают сетью бетоносмесительных узлов, расположенных в различных частях города, что требует планирования отгрузки с учетом их оптимальной загруженности и себестоимости доставки.

Процесс доставки бетона

В первую очередь принимается заявка на отгрузку, которая должна быть выполнена на следующий день, планируются необходимые ресурсы. В случае необходимости проводится оперативная корректировка принятого заказа.

Прием заявки

В процессе приема заявок требуется принимать во внимание следующие факторы:

  • Ограничения БСУ, которые используются производством, а также наличие компонентов для изготовления необходимых марок бетона.
  • Время, требуемое для осуществления доставки.
  • Стоимость доставки.
  • Серийность (необходимость в непрерывной доставке бетона с определенным временным интервалом).
  • Объемы поставки.
  • Время доставки.

Планирование отгрузки бетона

Эта операция может проводиться в процессе приема заявки. Финальное формирование плана проводится к концу рабочего дня.

При планировании отгрузки выполняют следующее:

  • Для каждой заявки указывается время поступления бетоновоза.
  • Рассчитывается время возвращения бетоновоза.
  • Определяется время подачи машины к погрузке.
  • Проводится анализ загруженности производства.
  • В случае необходимости заявки перераспределяются между производственными мощностями.

Транспорт

На этапе приема заявки предварительно указывается тип бетоновоза, необходимого для доставки с учетом существующего автопарка.

Наиболее распространенная стратегия планирования, применяемая на практике, выглядит следующим образом:

  • Для серийной доставки используется транспорт максимального объема.
  • Для разовых заявок выбирается транспорт оптимального объема;
  • Для других заявок используется бетоновоз, наиболее распространенный в парке машин.
  • В случае нехватки машин с оптимальным объемом используют другой транспорт или осуществляют перенос менее приоритетной заявки на следующий день.
  • На непредвиденный случай предусматривают возможность подать резервную машину.

План отгрузок

Оперативное управление отгрузкой и доставкой должно учитывать любой фактор, способный оказывать влияние на своевременность выполнения заявок. Управление ресурсами является основной задачей отдела логистики. Получение наиболее достоверной и оперативной информации о транспортных средствах и их положении можно осуществлять системами GPS-навигации.

Утвержденный план отгрузки могут изменить в связи с:

  • изменением условий клиентом;
  • неисправностью БСУ;
  • транспортными проблемами;
  • увеличением объемов заказа.

Любое изменение плана отгрузки необходимо проводить, учитывая производительность БСУ.

Источник: regionstroibeton.ru