Развивающееся производство бетона способствовало формированию конкурентного рынка, сильно зависимого как от качественных характеристик бетона, так и от умения работать с клиентом.
Характерные черты рынка бетона
Рынок товарного бетона обладает следующими особенностями, влияющими на логистику:
- Рынок концентрируется в основном в крупных городах, что усложняет процесс планирования логистической сети.
- Производители укрупняются, создавая сеть заводов по производству товарного бетона, что требует разработки непростых механизмов, управляющих бизнес-процессами.
- Высокий уровень конкуренции и низкая рентабельность приводит компании к регулярной оптимизации бизнес-процессов.
Особенности процессов логистики для компании-производителя, самостоятельно реализующей и доставляющей товар можно обусловить следующими базовыми факторами:
- Товарный бетон - скоропортящаяся продукция.
- Отгружается товар исключительно на заводе с бетоносмесительного узла (БСУ), что требует жесткого планирования.
- Приемка бетона выполняется на заранее подготовленном объекте, поэтому требуется участие заказчика в процессах планирования.
- Производство из-за технических особенностей выдвигает ряд ограничений к подаче машин для погрузки.
- Многие предприятия располагают сетью бетоносмесительных узлов, расположенных в различных частях города, что требует планирования отгрузки с учетом их оптимальной загруженности и себестоимости доставки.
Процесс доставки бетона
В первую очередь принимается заявка на отгрузку, которая должна быть выполнена на следующий день, планируются необходимые ресурсы. В случае необходимости проводится оперативная корректировка принятого заказа.
Прием заявки
В процессе приема заявок требуется принимать во внимание следующие факторы:
- Ограничения БСУ, которые используются производством, а также наличие компонентов для изготовления необходимых марок бетона.
- Время, требуемое для осуществления доставки.
- Стоимость доставки.
- Серийность (необходимость в непрерывной доставке бетона с определенным временным интервалом).
- Объемы поставки.
- Время доставки.
Планирование отгрузки бетона
Эта операция может проводиться в процессе приема заявки. Финальное формирование плана проводится к концу рабочего дня.
При планировании отгрузки выполняют следующее:
- Для каждой заявки указывается время поступления бетоновоза.
- Рассчитывается время возвращения бетоновоза.
- Определяется время подачи машины к погрузке.
- Проводится анализ загруженности производства.
- В случае необходимости заявки перераспределяются между производственными мощностями.
Транспорт
На этапе приема заявки предварительно указывается тип бетоновоза, необходимого для доставки с учетом существующего автопарка.
Наиболее распространенная стратегия планирования, применяемая на практике, выглядит следующим образом:
- Для серийной доставки используется транспорт максимального объема.
- Для разовых заявок выбирается транспорт оптимального объема;
- Для других заявок используется бетоновоз, наиболее распространенный в парке машин.
- В случае нехватки машин с оптимальным объемом используют другой транспорт или осуществляют перенос менее приоритетной заявки на следующий день.
- На непредвиденный случай предусматривают возможность подать резервную машину.
План отгрузок
Оперативное управление отгрузкой и доставкой должно учитывать любой фактор, способный оказывать влияние на своевременность выполнения заявок. Управление ресурсами является основной задачей отдела логистики. Получение наиболее достоверной и оперативной информации о транспортных средствах и их положении можно осуществлять системами GPS-навигации.
Утвержденный план отгрузки могут изменить в связи с:
- изменением условий клиентом;
- неисправностью БСУ;
- транспортными проблемами;
- увеличением объемов заказа.
Любое изменение плана отгрузки необходимо проводить, учитывая производительность БСУ.
Источник: regionstroibeton.ru